Японская традиционная техника изготовления бумаги
Васи (яп. 和紙) — традиционная японская бумага, которая производится из волокон коры гампи, мицуматы или кодзо. Часто её ошибочно называют «рисовая бумага».
Кодзо
Кора тутового дерева (кодзо), изначально росший в дикой горной местности на островах Кюсю и Сикоку; используется приблизительно в 90% изготовляемой сейчас васи.
Гампи
Гампи ещё один кустарник, произрастающий в горных тёплых районах Японии. Культивации гампи не поддаётся, поэтому является одним из самых дорогих и редких материалов.
Мицумата
Мицумата кустарник, завезённый из Китая, волокна которого меньше, чем у кодзо.
Такая бумага обладает необычайной прочностью, белизной и неровной структурой.
Технология ручного изготовления бумаги была заимствована у Китая вместе с буддизмом. И спустя некоторое время, в эпоху Хэйан (794-1192 г.г.) была разработана оригинальная техника под названием нагасисуки.
Процесс изготовления
Все начинается с заготавливания волокна. Стебли созревших кустарников срезают и связывают в одинаковые пучки.
Затем заготовленные волокна пропаривают и обдают водой, от чего кора легко отделяется. Стоит отметить, что кора кодзи состоит из трех слоев: наружного тёмного («курокава»), среднего зелёного («надзэкава») и внутреннего белого («сирокава»). Из последнего слоя получается самая качественная бумага.
Этот процесс является очень важным: от того, как тщательно будет отделен внешний и средний слои, будет зависеть качество васи.
После этого бумагу просушивают на солнце начинают этап отбеливания и отчистки от примесей. Волокна выкладывают в проточную воду (раньше волокна выкладывали на мелководье горных рек). Быстрое течение вымывало примеси, а прямые солнечные лучи придавали волокнам белый цвет.
После того, как все примеси были удалены и волокна приобрели белый цвет, их погружают в чан с щелочным раствором, в котором они будут вариться, пока не станут достаточно мягкими для дальнейшей обработки.
Основной этап производства васи начинается с «тиритори». Это процесс отчистки волокон от черных пятен. На этом этапе вручную удаляются инородные частицы и непроваренные волокна.
За ним следует этап отбивания. Волокна отбивают на камне с помощью деревянного молотка, чтобы они стали мягкой однородной массой.
После этого посредством бамбуковой сетки («су») и древесной рамы («кэта») смесь усердно «встряхивают», набирая массу в сетку. Волокна постепенно оседают на сетке, сцепляясь и формируя лист желаемой толщины.
После чего листы бумаги отправляют на предварительную сушку на всю ночь. Наутро бумагу прессуют, чтобы удалить остатки влаги, и оставляют в таком состоянии еще на три дня.
Последний этап - сушка отдельных листов солнцем и ветром.
В итоге получаются прочные, обесцвеченные листы с характерной текстурой, которые используются для письма, оригами, каллиграфии, изготовления раздвижных дверей и конечно же реставрации.